Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Настальгічны турызм

ИНФОРМАЦИЯ

о ресурсах, представляющих значение для развития

ностальгического туризма в Чериковском районе

в рамках экскурсионного маршрута

«По местам еврейской памяти в Чериковском районе»

1. д. Гижня

Здесь в соответствии с указом Николая 1 был проведен в первой половине 19 в. эксперимент с наделением евреев землей. И это в условиях, когда евреям запрещалось в черте оседлости заниматься земледелием и проживать в сельской местности. В имении Городец при деревне Гижня 8 еврейских семейств начали с разрешения властей и при их финансовой поддержке обзаводиться хозяйством, строили себе дома. Они поселились рядом с крестьянами-белорусами. В деревне Тростливке поселилось в избе одно семейство. «При деревне Гиженке – 8 семейств начали строиться, а 3 совсем обстроились довольно удовлетворительно. Сенокосов имели мало, а земли только летом 1851 года были указаны каждому хозяину. Для обработки земли нанимали крестьян, но и сами занимались в поле. При селе Телеши из 5 семейств – 3 построили дома, в которых жили и остальные два семейства; сенокосов имели мало и далеко от колонии. При деревне Любаны – глава семьи нанял для обработки земли помещичьих крестьян, построек никаких еще не возвел.

2. Расстрельное место за мостом через р. Сож

На этом месте, по старой дороге на Гронов, в числе 268 расстрелянных советских людей первым был казнен схваченный по доносу предателя бывший заведующий народным домом Исаак Шерман, оставленный райкомом партии для организации подпольной работы. В декабре 1941-го г. был казнен бывший водитель Чериковского райисполкома Кустреев за то, что, будучи евреем, выдавал себя за русского. 3 января 1942 г. на этом месте был расстрелян еврей Бруев, в марте – еврей Илья Балаков и еврейская семья Немцова. Здесь же были казнены сестры Бася и Аня Кожухины из д. Гижня, также схваченные по доносу предателя.

3. Место массового расстрела евреев

В октябре 1941 г. было объявлено о "переселении евреев в другое место". Евреев согнали к народному дому под конвоем. В урочище Мостовое, у мельницы, колонну остановили и открыли огонь из автоматов. Раненых добивали выстрелами в упор, полуживых кидали в ров и закапывали вместе с мертвыми. Из «Акта Чериковской районной комиссии содействия в работе Чрезвычайной Государственной комиссии

 

по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков на территории г. Черикова и Чериковского района»:  «…как видно из свидетельских показаний и следственных материалов, на территории города Черикова за городской мельницей на торфоразработке за два раза расстреляно 300 человек еврейского населения посемейно детей и стариков.

 …немецко-фашистские захватчики, собрав   еврейское население под  видом регистрации к нардому, оцепили их конвоем немецких солдат, вывели их за мельницу, а детей и не имеющих возможности передвитаться загнали в машины и повезли в том же направлении, и там на торфяных разработках всех расстреляли. Причем до расстрела фашистские людоеды зверски издевались над еврейским населением, заставляли их выполнять каторжные работы, запрягали их в телеги, избивали палками, дабы создать для себя удовольствие. Кто же не мог явиться к нардому, того расстреливали и сжигали на месте».

4. Братская могила расстрелянных евреев на кладбище

После освобождения Чериковского района было принято решение перезахоронить останки расстрелянных на еврейском кладбище, что и было сделано в 1944 г. В 1966 г. здесь был установлен памятник в виде трех стел – мацейв. Инициатором установления памятника был Исаак Смоляк.

5. д. Устье

В конце 18- начале 19 в. поклонники просветительских идей – маскилим, нашли понимание и приют в имении Устье Чериковского уезда, которое принадлежало богатейшему и влиятельному еврейскому вельможе Иошуа Цейтлину, одному из основателей петербургской еврейской общины.

Иошуа Цейтлин из Шклова  (1742 – 1822) был крупнейшим  подрядчиком и поставщиком фуража и провианта во время русско-турецкой войны. Его заметил Григорий Потемкин и сделал его своим доверенным лицом, своеобразным личным министром финансов. Обладая недюжинным коммерческим даром, Цейтлин нажил миллионное состояние и вскоре удалился от дел и поселился в купленном им при поддержке Потемкина имении Устье, где выстроил великолепный дворец и окружил себя видными учеными и учениками.. Здесь он и создал «бет-га-медраш»» - нечто вроде народной академии, в которой многие талмудисты получали все необходимое для жизни, могли свободно заниматься наукой и пользоваться библиотекой.

Сам хозяин, прекрасно знающий Талмуд, знаток Торы, искренне сочувствовал новому просветительскому движению, зачинателем которого был Мендельсон. Многие последователи Мендельсона посещали его блестящий дворец и подолгу здесь жили. В их числе был и знаменитый ученый- талмудист и врач Борух Шкловер (Борух Бен Яаков Шик), который горячо отстаивал необходимость светских знаний.

Борух Шик родился в 1740 г. в Шклове. Под руководством своего отца Якова он изучил талмудическую письменность. С юных лет он мечтал с целью просвещения перевести на древнееврейский язык книги по различным научным дисциплинам. В 1754 г. получил диплом раввина. затем уехал за границу. В Англии изучал медицину и вступил в масонскую ложу. Получил докторский диплом, жил в Берлине, где познакомился со многими поборниками просвещения. С целью просвещения он перевел на еврейский язык книги различных научных направлений – по математике, тригонометрии, логике, составил в популярной форме лечебник по гигиене и медицине. В имении Цейтлина провел несколько лет, где организовал химлабораторию и систематизировал свои бумаги. Свою жизнь он закончил в Слуцке, где состоял врачом князя Радзивилла.

В Устье долго жил знаменитый в то время просветитель и ученый Мендл Сатановер (настоящее имя Менахем-Мендл Лефин, или Левин). Он родился в Подолии в местечке Сатанов в 1749 г. Еще мальчиком стал известен как знаток талмудической литературы, увлекся трудами средневековых философов и математиков. В Берлине, куда он приехал на лечение, Мендель Левин познакомился с Мендельсоном и его окружением, овладел немецким и французским языками, сотрудничал в издании просветительского журнала.

 После своего возвращения на Украину он занимался научной и просветительской деятельностью и привлек внимание польского политического деятеля князя Адама Казимира Чарторыйского. Он приблизил Сатановера к себе, брал у него уроки философии и математики, щедро их оплачивая. По совету покровителя Сатановер написал трактат «Проект плана просвещения еврейского народа в Польше и улучшения его благосостояния». В конце 1790-х гг. Сатановер стал домашним учителем у Цейтлина в Чериковском уезде. Здесь он написал свой главный труд, принесший ему широкую известность – «Хешбон ха-нефеш» («Этика»). В этой книге ставилась цель популяризировать знания и основы этики среди широких слоев населения. Левин-Сатановер также работал над пособием, которое должно было содействовать человеку в его работе над собственным характером и в укреплении его нравственных принципов. Некоторое время Сатановер жил в Петербурге в доме зятя Цейтлина Абрама Перетца, где продолжил обучение его старшего сына Гирша, вывезенного Абрамом Перетцем  из Устья.

Еще одним из видных представителей белорусского просвещения среди евреев и одним из почетных гостей имения «Устье» являлся Нафтали-Герц Шулман, крупнейший лингвист, знаток библейского языка и его грамматики. Он родился в Старом Быхове. Будучи в раннем возрасте, приехал в Вильно, где получил прекрасное образование. Затем он преподавал точные науки, еврейский, немецкий и русский языки в зажиточных еврейских домах. В 1803 г. Шулман создал проект издания первого печатного органа на еврейском языке. В этом издании планировалось помещать новости, переводы из немецких и петербургских журналов, сведения о научных достижениях. Правда, этот проект не осуществился.

С академией Цейтлина связаны и другие имена известных ученых конца 18 века раввина Беньямина Бен Шлома Залмана Ривелиса – знатока Талмуда, медицины и ботаники, раввина Нахума – автора книги «Тосефет биккурим», раввина Элиозера из Слонима.

Меценат Цейтлин построил при своем дворе молитвенный дом с роскошным оборудованием, лабораторию  для химических исследований, создал большой и разнообразный гербарий. Научную деятельность обеспечивала и богатая библиотека. При покровительстве Цейтлина съезжавшиеся в Устье со всей восточной Европы ученые занимались исследовательской деятельностью.

Здесь же, в Устье Чериковского уезда, родился и воспитывался до своего переезда в Петербург будущий декабрист Григорий (Гирш) Перетц. Он приходился внуком владельцу имения Цейтлину и сыном его дочери Сарры и купца Абрама Перетца.