Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Апякунскі савет создан.Что далей?

Одним из наиболее задаваемых вопросов, связанных с деятельностью попечительского совета, является вопрос о том, как организовать работу попечительского совета после его создания в учреждении дошкольного образования.

Разработка планов деятельности попечительского совета

В соответствии с подп. 21.4 п. 21 Положения о попечительском совете учреждения образования, утвержденного  постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146, (далее - Положение) к компетенции общего собрания попечительского совета относится разработка, принятие и организация реализации перспективных и текущих планов деятельности попечительского совета. С разработки и утверждения таких планов и следует начинать деятельность совета.

При составлении перспективного и текущего плана в них нужно планировать мероприятия с учетом задач деятельности попечительского совета, перечисленных в п. 10 Положения. Следует обратить внимание на то, что попечительский совет решает не только вопросы развития материальной базы учреждения образования, но также содействует:

  • обеспечения качества образования;
  • улучшению условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;
  • совершенствованию организации питания обучающихся;
  • проведению спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;
  • направлению средств в интересах развития учреждения образования на иные цели, не запрещенные законодательством;
  • установлению и развитию международного сотрудничества в сфере образования.

Анализ разработанных перспективных планов работы попечительских советов выявил ряд недочетов в их составлении:

  • перспективный план, составляемый, как правило, на 5 лет, предоставляется как набор годовых планов работы;
  • перспективный план включает только перечень общих собраний по годам и тематику их проведения, повторяющуюся из года в год;
  • содержание перспективного плана привязывается к годам, а не к направлениям работы попечительского совета;
  • текущий (годовой) план рассматривается в качестве перспективного.

Перспективный план желательно утвердить на первом общем собрании попечительского совета.

Составляя текущий план, не следует заменять его планом проведения общих собраний попечительского совета.

Фрагмент перспективного плана

№  Направление работы (виды работ) Сроки проведения Ответственные
1 Благоустройство территории детского сада 2017-2020 гг.
1.1 Замена песочниц 2017 г.
1.2 Ремонт и покраска забора 2018 г.
1.3 Приобретение и высадка декоративных растений 2019 г.
1.4 Приобретение малых архитектурных форм и оформление территории детского сада 2020 г.

Фрагмент текущего плана на 2018 год

Направление работы (виды работ) Сроки проведения Ответственные
1 Ремонт и покраска забора Первое полугодие 2018
1.1 Приобретение столбиков и необходимых комплектующих пролетов забора Январь
1.2 Приобретение краски, растворителей, кистей Февраль-март
1.3 Ремонт конструкции забора по периметру территории детского сада Апрель-май
1.4 Покраска забора Июнь

Справочно: перед составлением перспективного и текущего плана деятельности попечительского совета полезно предварительно изучить содержание планов работ в самого учреждения дошкольного образования для взаимной гармонизации направлений планируемой деятельности попечительского совета и учреждения образования, а так же совместно с руководством обсудить перспективы развития учреждения образования

ЗАВЕДУЮЩЕМУ НА ЗАМЕТКУ: Перспективный план должен определить основные (глобальные) направления работы попечительского совета на длительный период. Поэтому даже при совпадении наименований разделов перспективного и текущего плана их наполнение будет отличаться.


Поступление и использование финансовых средств попечительского совета

Для выполнения намеченных планов попечительскому совету необходимо правильно распоряжаться поступающими финансовыми средствами.

Следует заметить, что порядок зачисления и использования финансовых средств попечительского совета в целом определен в законодательстве.

Согласно п. 24 Положения денежные средства в определенном размере используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета, согласованным с руководителем учреждения дошкольного образования и родительским комитетом (при его наличии). Решение оформляется протоколом и предоставляется в бухгалтерию для подтверждения основания для оплаты.

Договоры и счета к оплате подписывает:

  • руководитель учреждения дошкольного образования либо уполномоченное должностное лицо (в случае, если в этом учреждении есть собственная бухгалтерия);
  • начальник отдела образования, спорта и туризма либо уполномоченное должностное лицо (если учреждение дошкольного образования обслуживается в бухгалтерии отдела).

ЗАВЕДУЮЩЕМУ НА ЗАМЕТКУ: Если учреждение дошкольного образования имеет  собственную бухгалтерию, то денежные средства зачисляются на его текущий  (расчетный счет) по учету внебюджетных средств.
Если же учреждение образования находится на обслуживании в централизованной бухгалтерии, то средства поступают на счет отдела образования, спорта и туризма. В этом случае поступление и расходование денежных средств ведется в разрезе каждого учреждения образования.


Хранение документации попечительского совета

В процессе работы попечительского совета будет образовываться документация в виде:

  • протоколов общих собраний (хранятся у секретаря);
  • журнала учета поступления и расходования средств попечительского совета;
  • квитанций, накладных, чеков и т.п.;
  • отчетов о расходовании финансовых средств в соответствии с решением общего собрания;
  • отчета попечительского совета о деятельности и использовании имущества, в т.ч. и денежных средств за отчетный период;
  • заявлений об оказании материальной помощи и др.

Документация (кроме протоколов общих собраний) может храниться у председателя или секретаря. Протоколы общих собраний хранятся у секретаря попечительского совета.


Составление отчетов попечительского совета

Изучение отчетов попечительских советов показывает на наличие различных вариантов и их составления. Поэтому обращаем внимание руководителей на то, что, к примеру, отчет попечительского совета об использовании финансовых средств за отчетный период не должен сводится только к составлению таблицы, в которой указано наименование предмета (услуги) и его стоимость. По крайней мере в нем должна содержаться также общая достоверная информация об источниках поступления финансов; сумме средств, поступивших за отчетный период; сумме использованных средств, их остатке и т.п.

Хотя отчет попечительского совета является документом творческим, и требования к его содержанию законодательно не установлены, но все же можно предложить следующий алгоритм его составления:

  • привести информацию об изменении состава попечительского совета (при наличии такого изменения);
  • указать задачи, которые планировались к решению советом в отчетном периоде;
  • перечислить проведенные для выполнения этих задач мероприятия (способы организации исполнения, источники финансирования (можно привести краткую выдержку из отчета об использовании финансовых средств), привлеченных к выполнению задач физических и юридических лиц и степень их участия и т.п.);
  • указать объем, в котором были выполнены поставленные задачи (подробно перечислить, указать возникшие проблемы и примененные способы их разрешения);
  • привести информацию о состоянии ведения требуемой документации.

В конце отчета можно отметить работу наиболее активных членов попечительского совета.


В целях обеспечения контроля поступления и прозрачности расходования средств попечительского совета обращаем внимание заведующих на необходимость размещения информации о деятельности попечительских советов на сайтах учреждений дошкольного образования.

Владимир Зданович
директор Департамента контроля качества
образования Министерства образования
Республики Беларусь

ж. Руководитель учреждения дошкольного образования № 7, 2017