Игрушки, используемые в образовательном процессе детей, должны отвечать санитарно-гигиеническим и психолого-педагогическим требованиям.
С точки зрения психолого-педагогических требований игрушка должна обладать следующим качествам: полифункциональность, гуманистическая направленность, дидактическая и эстетическая ценность.
Полифункциональность рассматривается с точки зрения возможности использования ее творческой, осмысленной активности самого ребенка, вариативного применения в различных видах деятельности и в соответствии с задачами каждого возрастного периода.
Гуманистическая направленность определяется с точки зрения ее содействия развитию ребенка в зоне его актуального и ближайшего развития: "приносить пользу для его будущего и доставлять удовольствие в настоящий момент", соответствовать интересам и смыслам самого ребенка. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия, и, по возможности, вызывать гуманные чувства. Игрушка не должна быть слишком сложной для ребенка (это может вызвать отрицательные чувства - неумелости, некомпетентности), и в то же время, требовать определенных усилий, поиска решения, не допускать автоматических действий.
Дидактическая ценность определяется с точки зрения рассмотрения ее как средства развития ребенка. Игрушка как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать освоение новых умственных действий, развивать психические процессы и личностные качества, соответствующие возрасту ребенка, и в то же время, давать простор активным, осмысленным игровым действиям. Игрушка не должна быть натуралистичной и в точности повторять реальность, вместе с тем она должна давать детям адекватные представления о существующих в природе цветах, формах, размерах и пр.
Эстетическая ценность рассматривается с точки зрения ее как средства художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства. Значимыми характеристиками игрушек являются сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними, физическими качествами (яркие краски, звучание, сложность формы, выразительность образа и пр.)
Недопустимым является использование игрушек, которые включают характеристики, указывающие на угрозу безопасности ребенка, негативное влияние на его здоровье и эмоциональное благополучие: наличие качеств, стимулирующих ассоциативные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объектное отношение к живому и т.д.; оскорбляющих человеческое достоинство; способствующих развитию противоправных наклонностей у детей; вызывающих пренебрежительное или негативное отношение к лицам с особенностями психофизического развития; вызывающих нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
- С целью обеспечения гигиенической безопасности игрушки, за исключением мягконабивных, перед использованием и по мере загрязнения, но не реже одного раза в день, должны мыться щеткой с применением моющих средств под теплой проточной водой в посудомоечных ваннах, затем высушиваться в буфетных или на столах.
- Кукольная одежда стирается по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
- Мягконабивные игрушки ежедневно в конце дня должны подвергаться дезинфекции в течение 30 минут бактерицидными пастами, установленными на расстоянии 25 см от игрушек.
- Чистка мягконабивных игрушек проводится согласно инструкции организации-изготовителя.
- Использование мягконабивных игрушек для игр воспитанников в группах для детей в возрасте 3 лет и медицинском изоляторе запрещается.
- Игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
- В учреждении дошкольного образования должны быть емкости для дезинфекции игрушек в случае осложнения эпидемической ситуации.
- Физкультурно-спортивное и игровое оборудование на территории учреждения дошкольного образования, спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов, содержащих обязательные для исполнения требования.
- Стационарное оборудование в групповых ячейках должно быть надежно закреплено к стене или полу; использование и хранение в помещениях с пребыванием воспитанников неисправного оборудования, мебели и инвентаря не допускается.
- На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников.