1920 г. В этом году по типу Литвиновичской школы Кормянсского района, созданной соратником В.И.Ленина Пантелеймоном Лепешинским, в былом поместье Владислава Василевского – Лемени, около города Черикова, была создана опытно- показательная школа-коммуна. Во главе этой школы стал Модест Николаевич Лепешинский. Модест Лепешинский приехал в Чериков после Февральской революции, освободившей его от каторги, вместе с братом Петром и сестрой Зинаидой. Позже приехал и Юрий – младший брат, студент. Все вместе они стали преподавателями гимназии. Модест Николаевич преподавал в гимназии математику, Петр – физику, Зинаида – русскую литературу. Очевидцы вспоминали, что Модест Лепешинский первый раз появился в учительской гимназии в солдатской шинели и фуражке военного образца.
М.Н.Лепешинский П.Н.Лепешинский
Вскоре весь Чериков заговорил о новом учителе математики. Он быстро завоевал авторитет среди учеников, родителей и педагогов. После Октябрьской революции Модеста Лепешинского назначили заведующим 5-й советской трудовой школы 2 ступени. Коренастый, с седой бородкой, Модест Николаевич был на вид очень суровым, но дети любили его.
Вскоре он добился того, что летом 1919 г. было получено разрешение открыть школу нового типа. Модест Николаевич обратился к старшеклассникам школы 2 ступени, единственной в городе, и всем жителям Черикова с просьбой помочь в ремонте помещичьего дома, от которого осталась только одна каменная коробка. Многие откликнулись на этот призыв. Чериковский уездный исполком мобилизовал плотников, столяров и печников, и работа по восстановлению здания закипела. Большую помощь в организации ремонтных работ оказывал Михаил Иванович Керножицкий, работавший ранее учителем в школе 2 ступени. Он зарекомендовал себя прекрасным хозяйственником. На его плечи легла основная забота по снабжению будущей школы и интерната всем необходимым. Модест Николаевич подобрал кадры педагогов в основном из учителей школы 2 ступени. Первыми преподавателями были: Зинаида Николаевна Лепешинская, Петр Николаевич Лепешинский, Михаил Иванович Керножицкий и Николай Данилович Подобед и другие.
М.И.Керножицкий Н.Д. Подобед
З.Н.Лепешинская
Учениками и воспитанниками школы были вначале старшеклассники чериковских школ, в числе которых были Коля Сморчков, Миша Агеев, Терехов, Лапицкий, сироты Ваня Гуторов, Исаак Любан. Вскоре привезли детей из голодающих районов Поволжья, детских домов Холоблина Чериковского уезда и Клинцов Брянской области.
25 октября 1920 г. состоялось торжественное открытие школы. Вдохновенно выступил М. Н. Лепешинский, коммунары дали торжественную клятву учиться не жалея сил.
Школа размещалась в трехэтажном здании с красивыми колоннами. На первом этаже были мастерские, кухня, склады, электропомещение и музыкальная комната. Второй этаж занимали классные помещения, интернат и квартиры учителей. В центре был спортзал. На третьем этаже были спальни для мальчиков. Школа имела свою баню, ферму, стадион.
Леменская школа-коммуна
Леменская школа-коммуна просуществовала до 1924 г. и была воплощением принципов трудового воспитания и политехнического образования.
Зимой ученики занимались, как и в обычных тогдашних школах, по установленным программам и планам.
В школе были хорошо оборудованные по тем временам столярная, слесарная, швейная, переплетная мастерские. Труд в этих мастерских был обязательным для всех воспитанников. Инструкторами в них работали штатные специалисты и выдвинутые на демократической основе лучшие ученики. В школе было полное самообслуживание: заготавливали и пилили дрова, делали уборку, готовили пищу, изготавливали мебель, кормили скот и т. д. Летом пасли скот, заготавливали корма, сеяли и жали хлеб. Труд был частью жизни и учебы воспитанников, помогал им не только расти крепкими физически, но и способствовал их духовному развитию. Очень важно то, что каждый ученик отвечал за порученный участок работы.
Главное место в жизни коммунаров занимала учеба, и созданию условий для нее было подчинено все. Вставали коммунары по звонку, умывались в любое время года в Бездонном озере, на берегу которого находилась школа, завтракали и шли на занятия.
Учителя математики П.Н. Лепешинский, химии – Эммануил Исаевич Любан давали прочные знания ученикам, применяли такие формы работы, как экскурсии на лесопилку, электростанцию, в машинные отделения речных пароходов. Учитель ботаники Петр Фомич Ракитский, сам закончивший школу-коммуну, будущий доктор биологических наук, организовывал экскурсии в лес, на луг, на реку Сож. В первый год своего существования коммуна получила из бывших помещичьих библиотек большое количество книг. Надо было привести их в порядок, составить каталог. Лепешинский поручил эту работу окончившему в первом выпуске Леменскую школу П. Ф. Ракитскому. Он организовал группу коммунаров, и в короткий срок все было приведено в порядок – библиотека начала работать. Поскольку не было в школе учителя ботаники, Модест Лепешинский поручает Ракитскому вести уроки по этому предмету. Будущий академик проработал в школе два года. В 1924 году он поступил в Московский университет имени Ломоносова.
Ученики сами изготавливали модели разных машин, действующее оборудование, некоторые образцы которого выставлялись в Гомеле и в Москве. Под руководством молодого преподавателя, будущего академика АН Украины Наума Ильича Ахиезера ученики даже попытались электрифицировать школу. Модест Николаевич, хорошо знавший отца Наума, Илью Александровича, не ошибся в выборе юного преподавателя, недавно закончившего гимназию. Он водил Ахиезера к себе на уроки, учил педагогической практике. Способный молодой человек завоевал авторитет среди коммунаров.
Коммунары любили уроки, которые проводил Николай Данилович Подобед, и обожали уроки русской литературы Зинаиды Николаевны Лепешинской, занятия хорового кружка под руководством Михаила Ивановича Керножицкого. В школе был свой хор, симфонический и духовой оркестр, которыми руководил Константин Викторович Гатальский. Эти коллективы постоянно выступали на сцене Чериковскго народного дома, ставили спектакли. Особые музыкальные способности в то время проявил будущий композитор и лауреат Сталинской премии Исаак Исаакович Любан.
У коммунаров воспитывали чувства патриотизма, уважения к другим народам, эстетические вкусы. Воспитанники ставили оперные спектакли, издавали литературный журнал, рукописную газету под руководством учителей белорусского языка и литературы Лавра Ивановича Валюженича и пропагандиста белорусского языка учителя математики Белоцерковца, который после М. Н. и П. Н. Лепешинских, Ивана Андреевича Зыкова был директором школы.
И.А.Зыков
Воспитанники участвовали в кроссах, облавах на волков, все время были заняты учебой, играми, много читали и, как следствие, в школе крайне редкими были случаи нарушения дисциплины. В школу приезжали многие известные деятели государства и культуры: Тишка Гартный, Михась Чарот, этнограф Сербов.
Из газеты «Знамя юности», 4 сентября 1956 г.: «Благодаря энергичной деятельности М. Н. Лепешинского, его брата Петра, М. И. Керножицкого, Н. Д. Подобеда сложилось четко и слаженно действовавшее школьное самоуправление. Его высшим органом являлось общее собрание, которое избирало пленум и Леменский исполнительный комитет (ЛИК), руководивший всей хозяйственной и культурно-просветительской жизнью в школе.
Ни заведующий школой, ни педагоги сами не отдавали распоряжений, но их советы и пожелания сказывались во всем. Ежедневно проводились собрания, где подводились итоги дня, обсуждали, что предстоит сделать завтра, давалась оценка работы и учебы каждого коммунара. На этих собраниях учащиеся учились отвечать за порученное дело, говорить правду, критиковать товарища. Душой коллектива школы был Модест Николаевич, который пользовался непререкаемым авторитетом среди коммунаров и педагогов.
Товарищи по работе, коммунары видели Лепешинского не только на уроках, но и слушали его выступления на пленумах – простые, доходчивые, скрепленные жизненной логикой. Все видели, что у него нет ничего, кроме воспитанников, и это рождало горячую любовь к нему.
Работой и жизнью школы в Лемени интересовались Ленин В. И., Крупская Н. К., Луначарский А. В… Когда Модест Николаевич уезжал в Москву, коммунары с нетерпением ждали своего любимого учителя. Однажды в дороге Модест Николаевич заразился сыпняком и пролежал в московской больнице два с половиной месяца. Школьное самоуправление во время его отсутствия работало особенно четко: все работы выполнялись образцово.
К сожалению, рано, в расцвете сил оборвалась жизнь замечательного человека. Пасмурным утром 29 сентября 1922 года коммунары увидели, как с цепи сорвался огромный бык. Группа ребят побежала за ним в погоню. Рассвирепевшее животное начало гоняться за школьниками. Об этом сообщили Модесту Николаевичу, и он сразу же побежал на луг. Здесь он увидел, как за коммунаром Агеевым гоняется разъяренный бык. Еще несколько минут - и подросток, выбившийся из сил, погиб бы. Лепешинский вырвал из изгороди кол и ударил им по голове быка, потом схватил его за рога и огромным усилием свалил на землю. Но в это время нога Лепешинского поскользнулась на мокрой от росы траве, и он упал. Бык вскочил на ноги и рогами придавил Модеста Николаевича к земле. Ребята бросились на помощь, подняли его на руки.
«Не говорите Зинаиде Николаевне», - тихо проговорил Модест Николаевич.
Его верный друг М. И. Керножицкий, коммунары Гуторов, Куртов, Тихонов, Сморчков на связанных поясах несли Лепешинского. «Я и сейчас помню этот сентябрьский день, - пишет в своих воспоминаниях бывший преподаватель школы-коммуны Н. Д. Подобед. Я занимался в одном из классов. Вдруг слышу, у меня за спиной с шумом открылась дверь. Я обернулся. На пороге стояла бледная, обычно спокойная Таня Носсель. Она тревожным голосом тихо выговорила только два слова: «Модест Николаевич», и через десять секунд у меня в классе не осталось ни одного человека. Они выбегали из класса, как будто их вымела буря, я сам поспешил выйти. Перед крыльцом здания тесным кружком стояли учащиеся. Я протолкнулся в середину. Модест Николаевич лежал на одеяле: его с луга принесли ученики. На шее виднелась небольшая ранка. Я взял его руку. Передо мной лежал уже холодный труп. Никто не плакал и ничего не говорил. Все были охвачены ужасом. Когда прошло первое оцепенение, все почувствовали, что потеряли то, что очень любили, что было всем дорого».
Потеря была невосполнимой, но жизнь шла своим чередом. Школу-коммуну после смерти Модеста Лепешинского возглавил его брат Петр Николаевич. Он вел природоведение и заведовал сельскохозяйственным производством. Он был опытным педагогом и, кроме того, увлекался поэзией. Многие его стихи были помещены в рукописном журнале «Леменское творчество», который выходил ежемесячно.
Затем некоторое время школой руководил Зыков Иван Андреевич, учитель физики.
Коммунары на могиле М.Н.Лепешинского
В 1924 г. школа-коммуна была преобразована в школу крестьянской молодежи.
Младшие из леменцев были переведены в Мстиславский детский городок, а старшим, получившим среднее образование, вручили направление на работу или на учебу в те учебные заведения, которые они выбрали.
Не все из воспитанников достигли высокого положения в обществе, стали теми, кеми им хотелось стать. Но многие из них стали известными учеными, композиторами, педагогами. Среди них – заслуженный деятель искусств БССР И.И. Любан, академик АН БССР П.Ф. Ракитский, член-корреспондент АН БССР, доктор филологических наук И.В. Гуторов, доктор технических наук, заведующий кафедрой Ленинградской лесотехнической академии М.С. Мовнин, доцент Московского медицинского института А.С. Дубнов, директор Пинского гидромелиоративного техникума И.Н. Лапицкий и другие.
Все воспитанники остались благодарны своим учителям, прежде всего Лепешинским, за их подвижнический труд на благо коммунаров.