Структуру целеполагающей деятельности можно представить в виде следующих компонентов:
- формирование личностного смысла цели урока (мотивация), формирование цели;
- показ или описание результата и объяснение системы требований к нему;
- определение программы деятельности по достижению цели;
- рефлексия процесса и результата постановки цели.
Развернутая структура целеполагающей деятельности
Компонент |
Цель действия |
Информационная основа Действия |
Состав действия |
Формирование и обоснование цели урока |
Формирование мотивации по реализации цели урока и обеспечение ее восприятия, понимания и принятия |
Понимание роли цели в организации учебной деятельности.
Знание структуры целеполагающей деятельности.
Знание приемов формирования личностного смысла цели.
Знание критериев принятия цели
|
Активизация мотивов деятельности учащихся
Формулирование цели урока/включение школьников в процесс формулирования цели.
Анализ степени понимания и принятия предлагаемой формулировки цели
|
Показ (описание) образца результата и объяснение системы требования к нему |
Формирование адекватного эталона цели |
Знание нормативных требований к образцу результата. Визуальные, аудиальные и "внутренние" образцы ожидаемого результата деятельности.
Критерии достижения результата.
Уровни достижения.
Знание индивидуальных особенностей восприятия, внимания и памяти школьников
|
Анализ и выбор нормативных требований к прогнозируемому результату.
Описание образца с указанием критериев достижения и возможных уровней достижения результата.
Контроль процесса восприятия и осмысления образца.
коррекция обнаруженных ошибок и неточностей восприятия и осмысления образца
|
Составление программы деятельности по достижению цели |
Формирование представление о способе достижения и его связи с целью-результатом |
Знание нормативных требований к способу достижения результата.
Понимание связи между способом и результатом.
Последовательность состава программы деятельности.
Представления об изменениях в программе при изменении условий деятельности
|
Анализ и выбор способа достижения результата.
Определение последовательности задач по достижению цели.
Контроль процесса осмысления программы деятельности.
Коррекция обнаруженных ошибок и неточностей восприятия, осмысления программы деятельности
|
Рефлексия целеполагающей деятельности |
Обеспечение рефлексии результата целеполагания |
Наличие образца результата деятельности.
Понимание необходимости собственного контроля за результатами.
Знание способов самоконтроля.
Знание критериев оценки результата
|
Сравнение поставленной цели и полученного к концу урока результата по выдвинутым на этапе постановки цели критериям и уровням.
Анализ причин, способствующих и препятствующих получению адекватного результата.
Внесение корректив в деятельности по постановке цели
|
Организационный этап:
- обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке;
- психологически подготовить учащихся к общению на уроке;
Этап проверки домашнего задания:
- установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися;
- выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся;
- определить причины возникновения затруднений совместно с учащимися;
- устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы;
- обеспечить рефлексию учащихся по поводу способов учебной работы в процессе выполнения домашнего задания и возникших затруднений.
Этап актуализации субъективного опыта учащихся:
- обеспечить мотивацию учения школьников;
- обеспечить включение учеников в совместную деятельность по определению целей урока;
- актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).
Этап изучения нового материала:
- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала: существенных признаков понятий, законов, теорий и др.; правил и построенных на их основе алгоритмов деятельности;
- содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определенному содержательному выводу, обобщению;
- обеспечить усвоение методики воспроизведения изученного материала;
- содействовать философскому осмыслению усваиваемых учащимися понятий, законов, правил и др.;
- обеспечить осознание школьниками своих способов проработки учебной информации.
Этап первичной проверки знаний и способов деятельности:
- установить правильность и осознанность освоения учащимися изученного материала;
- выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления школьников;
- провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися нового материала;
- обеспечить соотнесение школьниками своего субъектного опыта с признаками научного знания.
Этап закрепления знаний и способов деятельности:
- обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы;
- обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения;
- создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала;
- обеспечить закрепление изученного материала с учетом индивидуальных способов закрепления знаний.
Этап применения знаний и способов деятельности:
- обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях;
- обеспечить развитие у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
Этап обобщения и систематизация знаний и способов деятельности:
- обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний учащихся;
- обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей;
- создать условия для освоения фундаментальных философских идей.
Этап контроля и самоконтроля:
- выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий;
- определить недостатки в знаниях и способах действий учащихся;
- установить причины выявленных недостатков;
- обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.
Этап коррекции:
- скорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся.
Этап информации о домашнем задании:
- обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Этап подведения итогов урока:
- дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Этап рефлексии:
- инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками;
- обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества
Образовательные задачи урока - это педагогические задачи учителя, решение которых обеспечивает эффективное протекание каждого этапа урока.