Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Современный урок

Структуру целеполагающей деятельности можно представить в виде следующих компонентов:

  • формирование личностного смысла цели урока (мотивация), формирование цели;
  • показ или описание результата и объяснение системы требований к нему;
  • определение программы деятельности по достижению цели;
  • рефлексия процесса и результата постановки цели.

Развернутая структура  целеполагающей деятельности

Компонент Цель действия Информационная основа Действия Состав действия
Формирование и обоснование цели урока Формирование мотивации по реализации цели урока и обеспечение ее восприятия, понимания и принятия

Понимание роли цели в организации учебной деятельности.

Знание структуры целеполагающей деятельности.

Знание приемов формирования личностного смысла цели.

Знание критериев принятия цели

Активизация мотивов деятельности учащихся

Формулирование цели урока/включение школьников в процесс формулирования цели.

Анализ степени понимания и принятия предлагаемой формулировки цели

Показ (описание) образца результата и объяснение системы требования к нему Формирование адекватного эталона цели

Знание нормативных требований к образцу результата. Визуальные, аудиальные и "внутренние" образцы ожидаемого результата деятельности.

Критерии достижения результата.

Уровни достижения.

Знание индивидуальных особенностей восприятия, внимания и памяти школьников

Анализ и выбор нормативных требований к прогнозируемому результату.

Описание образца с указанием критериев достижения и возможных уровней достижения результата.

Контроль процесса восприятия и осмысления образца.

коррекция обнаруженных ошибок и неточностей восприятия и осмысления образца

Составление программы деятельности по достижению цели Формирование представление о способе достижения и его связи с целью-результатом

Знание нормативных требований к способу достижения результата.

Понимание связи между способом и результатом.

Последовательность состава программы деятельности.

Представления об изменениях в программе при изменении условий деятельности

Анализ и выбор способа достижения результата.

Определение последовательности задач по достижению цели.

Контроль процесса осмысления программы деятельности.

Коррекция обнаруженных ошибок и неточностей восприятия, осмысления программы деятельности

Рефлексия целеполагающей деятельности Обеспечение рефлексии результата целеполагания

Наличие образца результата деятельности.

Понимание необходимости собственного контроля за результатами.

Знание способов самоконтроля.

Знание критериев оценки результата

Сравнение поставленной цели и полученного к концу урока результата по выдвинутым на этапе постановки цели критериям и уровням.

Анализ причин, способствующих и препятствующих получению адекватного результата.

Внесение корректив в деятельности по постановке цели

Организационный этап:

  • обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке;
  • психологически подготовить учащихся к общению на уроке;

Этап проверки домашнего задания:

  • установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися;
  • выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся;
  • определить причины возникновения затруднений совместно с учащимися;
  • устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы;
  • обеспечить рефлексию учащихся по поводу способов учебной работы в процессе выполнения домашнего задания и возникших затруднений.

Этап актуализации субъективного опыта учащихся:

  • обеспечить мотивацию учения школьников;
  • обеспечить включение учеников в совместную деятельность по определению целей урока;
  • актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).

Этап изучения нового материала:

  • обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала: существенных признаков понятий, законов, теорий и др.; правил и построенных на их основе алгоритмов деятельности;
  • содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определенному содержательному выводу, обобщению;
  • обеспечить усвоение методики воспроизведения изученного материала;
  • содействовать философскому осмыслению усваиваемых учащимися понятий, законов, правил и др.;
  • обеспечить осознание школьниками своих способов проработки учебной информации.

Этап первичной проверки знаний и способов деятельности:

  • установить правильность и осознанность освоения учащимися изученного материала;
  • выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления школьников;
  • провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися нового материала;
  • обеспечить соотнесение школьниками своего субъектного опыта с признаками научного знания.

Этап закрепления знаний и способов деятельности:

  • обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы;
  • обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения;
  • создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала;
  • обеспечить закрепление изученного материала с учетом индивидуальных способов закрепления знаний.

Этап применения знаний и способов деятельности:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях;
  • обеспечить развитие у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.

Этап обобщения и систематизация знаний и способов деятельности:

  • обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний учащихся;
  • обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей;
  • создать условия для освоения фундаментальных философских идей.

Этап контроля и самоконтроля:

  • выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий;
  • определить недостатки в знаниях и способах действий учащихся;
  • установить причины выявленных недостатков;
  • обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Этап коррекции:

  • скорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся.

Этап информации о домашнем задании:

  • обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


Этап подведения итогов урока:

  • дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Этап рефлексии:

  • инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Образовательные задачи урока - это педагогические задачи учителя, решение которых обеспечивает эффективное протекание каждого этапа урока.