С появлением технологий Web 2.0 перед пользователем открылась много возможностей и одна из них - это использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов, что и создало особую культуру сотрудничетва.
Блог - это онлайн хроноллогический журнал, постоянно обнавляющийся, предназначенный для публикации материалов.
В рамках блога может происходить обмен информацией и обсуждение разных документов. На его страницах учителя могут дискутировать, оставлять свои комментарии. Блог дает возможность общаться колегам безо всяких рамок, в любое время. Все предложенные документы учителя могут в спокойной обстановке изучить и внести конструктивные предложения.
В чем заключается педагогический потенциал блога?
- Удобный способ размещения, поиска и оперативного обмена информацией.
- Площадка для педагогических дискуссий методического объединения.
- Возможность для консультаций.
- Площадка для организации дистанционного курса обучения, мастерской или мастер-класса.
- Среда для организации учебной и исследовательской дейтельности
- Стимул к самореализации и саморазвитию
Алгоритм создания блога
1 шаг. Стать участником сетевого сообщества. Для этого необходимо зарегистрироваться в данном сообществе, введя необходимые данные о себе.
2 шаг. После регистрации вы получите возможность создать свой личный блог. Для этого в меню необходимо выбрать вкладку Мой профиль-Панель управления-Создать блог. Далее следовать пошаговой инструкции и выполнить настройку блога, добавить объекты и настроить категории записей.
Пополняйте свой блог записями и общайтесь в сети!
Модели использования блога для поддержки учебного процесса
Модель блог-урока |
Учитель размещает материал учебного предмета |
Варианты использования такого блога должны отражать логику изучения темы: целеполагание (мотивация), объяснение материала, закрепление, обощение и контроль. Обращение к материалам блог-урока целесообразно при наличии подключения Интернета в классе. |
Блог как точка входа в урок, основа для создания мотивации и постановки целей предстоящей деятельности |
Учитель подбирает материал, который позволит увлечь детей: интересное видео об изучаемых событиях, противоречивые факты, загадки. |
Главная задача заданий - побудить ждетей высказать свое мнение.
Задача учителя - помочь ученикам из высказываний вычленить цель урока, понять важность изучаемой темы
|
Блог как площадка для организации познавательной деятельности учащихся |
Учитель размещает: во-первых, материалы, с которыми дети должны познакомиться (проанализировать, сравнить); во-вторых, инструкция по работе с данным материалом; в-третьих, инструкция (или задание) по созданию учениками своего информационного продукта (это может быть краткий комментарий в блоге, презентация, размещенная на стороннем ресурсе или "карта ума").
Учитель предварительно составляет план работы в группе, который может быть размещен на доске или непосредственно на страницах блога
|
Блог является средством для объяснения материала. Основной акцент делается на самостоятельной работе учащихся с информационными объектами.
на основе найденной самостоятельно (или по ссылкам учителя) и перерабатываемой прямо на уроке информации ученики создают новое учебное содержание, новый уникальный контент, который понятен и актуален для учащихся.
С помощью блога можно организовать групповую работу учащихся
|
Блог на этапе закрепления материала |
Учитель размещает в блоге разнообразные интерактивные задания (созданные самим педагогом с помощью конструктора интерактивных заданий http://learningapps.org), предложить ученикам поработать с онлайн-тренажером (http://www.amblesideprimary.com/ambleweb/mentalmaths/tabletrees.html, http://effor.by/, http://uchit.rastu.ru/education/).
Для закрепления можно предложить ученикам выполнить творческое задание (например, разработать викторину с помощью сервисов http://ru.99polls.com/, Google Формы, http://www.classtools.net/ , придумать кроссворд по теме, написать стихотворение с помощью генератора рифм http://rifmi.ru/, создать фотофильм, презентацию, расположить объекты на ленте времени http://www.dipity.com/ и др.). В таком случае педагог публикует в блоге задание, а дети с помощью комментария дают ссылку на созданный ими продукт.
|
Блог используется либо как основной ресурс, с которым работает ученик (в таком случае на странице блога публикуется тренировочное задание), либо как способ попасть на нужный ресурс (в таком случае в блоге публикуются ссылки на задания онлайн-тренажеров). |
Блог как средство обобщения материала |
Учитель представляет на стрпаницах блога наиболее важные вопросы изученной темы (обобщающие презентации, схемы, таблицы) |
Главное предназначение материалов блога - обобщить изученное.
Ученик может с их помощью повторить изученный материал, подготовиться к контрольной работе, используя комментарии, уточнить у педагога непонятные вопросы
|
Блог как средство для контроля знаний |
Учитель заранее планирует систему контроля и оценивания результативности учащихся), размещает тест или ссылку на тест (http://master-test.net.ru, http://www.banktestov.ru/) |
Комментирование представленных учащимися результатов является неотъемлемым элементом блог-урокаИспользование такого вида урока, с одной стороны, повышает значимость проделанной работы, а с другой стороны - формирует умения оценочной деятельности.
Работа в блоге позволяет всем участникам приобретать навыки культуры общения и безопасного поведения в сети.
|
Блог-конспект
(мультимедиа-учебник)
|
Учитель размещает учебный материал, с которым ученик может работать самостоятельно: изучить новую тему, выполнить практическое задание, проконтролировать себя |
Материалы блогабудут востребованы учащимися при выполнении домашней работы. При подборке материала важны инструкции по его освоению |
Блог - средство для организации "перевернутого обучения" |
В блоге публикуются материалы по новой теме, что бы дети изучили дома их до того, как учитель начнет объяснение новой темы на уроке |
Эта модель требует от учащихся больше самостоятельности и ответственности. Изучив материал дома ученики приходят на урок, что бы выполнять задания по новой теме. |
Блог - домашний репенитор |
Публикуются задания и игры для индивидуального выполнения учеником. В них обязательно должны быть инструменты для оценивания (выполнил задание - на экране результат)Идеальный вариант - ученик видит не только количество правильно-выполненных заданий, но и допущенные ошибки. |
Для такого блога нужна консультационная помощь по учебному предмету, которую оказывает учитель в режиме онлайн |
Блог - учебная тетрадь ученика |
Учитель проверяет работу, оставляет комментарии |
Выполняя задания в электронной форме, ученик на страницах своего блога делает ссылку на электронную публикацию |
Примеры блогов белорусских педагогов-участников экспериментального проекта "Апробация модели обучения с использованием индивидуальных электронных устройств в учреждениях общего реднего образования
http://iavseznaika.blogspot.com/ - образовательный блог учителя начальных классов С.А.Ханько "Хочу все знать!"
http://mylessons30.blogspot.com - образовательный блог учителя английского языка И.В.Мясниковой.
http://minsk30gym.blogspot.com/ - блог класса "Кл@ссный блог" Е.Л.Кунцевич).
Адреса бесплатных сервисов, поддерживающих возможность создания и ведения сетевого дгневника, блога: LiveJournal, Блоги@Mail.Ru, LiveInternet, blogger.com