Рекомендации для педагогов
При размещении информации об учащихся в сети Интернет:
- используйте минимум личной информации учеников для создания учетной записи в онлайн-инструментах. Выбирайте те инструменты, которые позволяют защитить личную информацию учеников;
- создавая онлайн информационные материалы для вики или блогов, внимательно относитесь к деталям. Никогда не выкладывайте в Интернете электронные адреса учеников, их пароли, номерателефонов или другую идентификацирующую информацию;
- в настоящее время считается, что публикация имен учеников в Интернете сопряжена с низким риском, при условии, что они не представляют никакой другой идентифицирующей информации. Подумайте, возможно, вам стоит разрешить вашим ученикам использовать их реальные имена и первые буквы фамилий в калссных блогах и на групповых сайтах;
- правила использования ИКТ не позволяют выкладывать в Интернет фотографии учеников, демонстрирующие их лица. если правила, принятые в вашей школе, позволяют делать это, не подписывайте имена учеников на фотографиях, вместо этого просто опишите, что они делаю, показывают и т.д. Вы также можете вырезать фотографии таким образом, чтобы они были сфокусированы на деятельности учеников, а не на их лицах;
- при работе с блогами, вики, сайтами получите разрешение у родителей на регистрацию детей.
При проведении занятий с использованием Интернета:
- во время проведения занятий следите за использованием компьютера в сети Интернет учащимися;
- принимайте меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу;
- при обнаружении ресурса, который содержит информацию, запрещенную для распространения в соответствии с законодательством, или иного потенциально опасного для учащихся контента, сообщите об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.
Предостерегите учеников от предоставления персональной информации о себе или своих однокласниках в анкетах, опросах или электронных письмах. Порекомендуйте им обращаться к учителю, родителям или другим надежным взрослым в ситуациях ,когдаони не знают, как правильно поступить. Обсудите с детьми вопросы цифрового гражданства: выбор онлайн-имени, неразглашение персональной информации, права интеллектуальной собственности. В этом вам поможет клятва гражданина мира цифровых технологий, разработанная специалистами компании Intel.
Клятва гражданина мира цифровых технологий
Я торжественно клянусь быть ответственным гражданином мира цифровых технологий. Клянусь:
Уважать себя. Обязуюсь выбирать подходящее онлайн-имя, а также тщательно обдумывать информацию, которую я выкладываю в Интернет, отдавая себе отчет в том, что все это становится публичным.
Защищать себя. Обязуюсь не придавать огласке свою пресональную информацию, контактные данные, номер мобильного телефона и расписание моих занятий.
Уважать других. Обязуюсь не угрожать, дразнить, раздражать, пугать, унижать или тсавить в неудобное положение других людей.
Защищать других. Обязуюсь сообщать о случаях оскорбления других людей, не принимать участия в нечестных опросах и исследованиях и не содействовать обнародыванию личных материалов о других людях.
Уважать интеллектуальную собственность. Обязуюсь надлежащим образом ссылаться на все сайты, изображения, цифровые материалы, книги и медиасредства, которые я использую.
Защищать интеллектуальную собственность. Обязуюсь запрашивать разрешение на использование программ и медиасредств, на которые установлены авторские права. Обязуюсь не загружать пиратские копии таких программ и медиасредств
По материалам курса "Intel "Методы сотрудничества в классе XXI века""
Рекомендации для родителей
- Настройте компьютер: программы родительского контроля, антивирусные программы, детские поисковые системы, настройки браузера.
- Наблюдайте за тем, что делает ребенок в Интернете (расположите компьютер в месте общей доступности; обсуждайте с ребенком, какие ресурсы он посещал, что его беспокоило).
- Знакомьтесь с Интернетом вместе с ребенком;
- составьте вместе с ним правила пользования Интернетом или заключите джентельменское соглашение (какие сайты можно посещать, сколько времени можно работать, безопасный почтовый ящик).
- Обсудите с ребенком правила безопасного поведения в Интернете (не встречаться с людьми, с которыми познакомился в сети; не размещать личной информации; сообщать взрослым, если что-то напугало или встревожило; не делать ничего, что требует оплаты; не переходить по рекламным ссылкам; не сообщать пароли).
- Научите ребенка ответсвенному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте илиразмещать в комментариях.
- Оцените интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете, - не всегда правда. Дети должны научится отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужик веб-сайтов могут быть признаны плагиатом.
Сайты, посвященные вопросам безопасной работы в Интернете
http://mir.pravo.by/library/edu/roditel/ten - Детский правовой сайт (раздел "Десять правил безопасности для детей в Интернете")
http://www.onlandia.by/html/etusivu.htm - Онландия - безопасная веб-страна (Онландия - интерактивный курс по интернет-безопасности, предлагаемый офисом Microsoft для детей, родителей и педагогов по безопасности в Интернете).